Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) - критик.
Для большинства критиков очень важно иметь вершинный образец, эталон художественности, с которым уже соизмерялось бы все остальное. В 30-е годы образцом Белинского был Гоголь, в начале 40-х годов Гоголя потеснил Лермонтов, в середине 40-х годов на первое место вышел Пушкин, а в последние годы Белинский вернулся к Гоголю.
Самое крупное произведение Белинского 40-х годов и вообще самый большой его труд — цикл из 11 статей — «Сочинения Александра Пушкина» (1843—1846). Он стал фундаментальной критической работой о движении русской литературы от Ломоносова до Пушкина. Основной объект анализа 4-й — 11-й статей цикла — творчество Пушкина, которое рассматривается как закономерная вершина векового развития русской литературы, русской поэзии.
Центральными статьями пушкинского цикла являются 8-я и 9-я, посвященные роману «Евгений Онегин». Роман Пушкина, подчеркивает критик, «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение», это — «энциклопедия русской жизни». Всячески акцентируя «верность действительности» в романе и типичность центральных героев для своей эпохи, Белинский тем самым утверждал реализм «Евгения Онегина», хотя он еще не употреблял этого термина (критик говорил: «реальный», «жизнь действительная», «верность действительности» и т.п.).