Иван Сергеевич Тургенев - (1818 — 1883) — русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности.
Николай Васильевич Гоголь (1809 года — 1852) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.
Лев Николаевич Толстой - (1828 — 1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 — 1889) — русский писатель, рязанский и тверской вице-губернатор.
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира.
Форма диалога в романах Тургенева всегда выступает оправданной, необходимой, потому что с ее помощью изображаются люди, отношения которых представляются внутренне значимыми, существенными. Собеседники и в сценах идеологического спора, в интимной беседе даются в сопоставлении, в сравнении друг с другом. К форме диалога Тургенев неизбежно обращается с целью изображения идейно-психологического антагонизма Рудина и Пигасова, Базарова и Павла Петровича Кирсанова, Лаврецкого и Паншина, Сипягина и Соломина, а также с целью изображения людей, духовно близких, — Рудина и Лежнева, Лаврецкого и Мизалевича, Лизы и Лаврецкого, Шубина и Берснева, Литвинова и Потугина. Формами диалогической речи Тургенев рисует столкновения типических характеров, выражающих существенные исторические тенденции времени. У сцены идеологического спора, выражающие идейные взаимоотношения его участников, русских интеллигентов 40—70-х годов, имеют существенное значение в композиции тургеневских романов. Интересуясь историей идейных расхождений своих героев, Тургенев противопоставлял их друг другу не только по линии идеологии, но также и по линии их индивидуально-психологического содержания. Расхождения тургеневских собеседников по теоретическим вопросам — это всегда расхождения типических характеров, представленных в единстве их идейного и морального облика. В сценах спора Тургенев выступает психологом, остро интересующимся душевными особенностями антагонистов.
Как видно, писателем середины XIX века, в произведениях которого главная суть в сценах идеологического спора, является И.С.Тургенев.