Знакомство Пушкина с Жуковским относится к осенней поре 1815 года. Известный поэт приезжал в Царское Село, чтобы увидеть «молодого чудотворца».
Живя в Петербурге после окончания Лицея, Пушкин постоянно видится с Жуковским. «Жуковский исполнился безграничной любовью к гению Пушкина и в течение всей своей жизни охранял и лелеял его своей заботой»,- писал один из биографов Пушкина. В одном из стихотворений Пушкин обращается к своему старшему собрату с искренним восхищением, говорит о привязанности к нему:
И ты, природою на песни обреченный!
Не ты ль мне руку дал в завет любви священный?
Поселившись у родителей на Фонтанке, Пушкин стал теперь близким соседом Жуковского, жившего поблизости, и их встречи почти каждодневными. Образ поэта, своего друга и наставника, Пушкин создает в IV песне поэмы «Руслан и Людмила» в незабываемых строках, исполненных благодарности:
Поэзии чудесный гений,
Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая верный житель,
И музы ветреной моей
Наперсник, пестун и хранитель!
Пушкин говорит о поэме-балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев», сюжет которой он вкратце излагает, а затем пародирует.
Мнение Жуковского, его замечания были всегда ценны для Пушкина.
В конце 1819 года Жуковский уехал из Коломны. Чтение последней главы «Руслана и Людмилы» проходило в его новой квартире – теперь казенной – в Аничковом дворце. Оно было отмечено значительным событием: Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму „Руслан и Людмила“».
Как видно, "поэзии чудесным гением" А.С.Пушкин назвал В.А.Жуковского.